Сериал "Плевако": новое звучание исторической драмы
Сериал "Плевако", который увидел свет в 2024 году под чутким руководством режиссера Анны Матисон, быстро завоевал статус одного из самых обсуждаемых проектов. Главные роли, блестяще исполнили знаменитости, такие как Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова. Однако, за наружным блеском скрывается произведение, вызывающее неоднозначные мнения — как восторги, так и уничижительные отзывы. Давайте углубимся в суть этого проекта и попробуем выяснить, что же он собой представляет.
Сюжет: лубок или историческая драма?
Сериал позиционируется как основанный на реальных событиях, однако уже с первых взглядов становится очевидным, что строгая историческая точность явно не является приоритетом авторов. История выдающегося юриста Фёдора Никифоровича Плевако преобразуется в нечто похожее на кинокомикс, с элементами экшена, мистики и комедийной романтики. Главный персонаж, переименованный в Николая Фёдоровича (наверняка для удобства зрителей, чтобы не мучиться с оригинальным именем), представляется как современный супергерой, мастер паркура, кунг-фу, обладающий способностями, которые не стыдно показать даже в комиксах.
Повествование начинается с абсурдной сцены, где наш герой, после того как похоронил мать по языческим традициям, демонстрирует свой талант в подпольных боях без правил. Вернувшись в Москву, он берется за громкое расследование убийства аристократа. Каждая серия посвящена новому судебному разбирательству, в ходе которого Николай использует дедукцию, обширные знания и даже возможность воссоздавать 3D-модели прошлого. Все это сопровождается акробатическими трюками и флешбэками, создающими абсурдный коктейль исторического фарса и элементов научной фантастики.
Историческая достоверность: жертва постмодернизма
Одним из основных источников для критики сериала является его откровенно вольное обращение с историческими фактами. Одним из антагонистов становится обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который неожиданно втягивается в уголовное разбирательство. Такой ход выглядит нелепо, ведь Святейший Синод занимался исключительно духовной сферой и цензурой. Также вызывают сомнения частые пересечения героев в Москве, учитывая, что место работы Победоносцева находилось в Петербурге. Похоже, авторы не сочли нужным углубляться в изучение исторических реалий и, очевидно, полагают, что в XIX веке между двумя столицами курсировал какой-то аналог современного экспресс-поезда.
Демидов, другой антагонист, изображен как карикатурный злодей-ретроград, занимающийся битьем посуды и применением психологического насилия в отношении своей жены. Этот образ явно лишён глубины и сводит персонажа к шаблонному "плохому", необходимому лишь для контраста с добродетельным главным героем.
Проблемы адаптации: западные штампы на фоне русской культуры
Сравнения с западными фильмами и сериалами не избежать. На фоне успешных проектов, таких как "Линкольн" или "Банды Нью-Йорка", бережно адаптирующих исторические сюжеты, "Плевако" более напоминает плохо адаптированный комикс. Желание следовать современным трендам приводит к возникновению нелепых деталей: помощник нашего героя постоянно вставляет английские слова в беседу, а сам Николай с пафосом подчеркивает свою калмыцкую идентичность, как будто он — супергерой из комиксов Marvel.
Подчеркнутое влияние феминизма и культурного марксизма также не может не вызывать беспокойства. Женские персонажи зачастую представляют собой сильных и независимых героинь, чьи речи напоминают лозунги из Twitter. Вместо глубокого проработки характеров, создатели обращаются к шаблонам, которые призваны понравиться аудитории современности.
Кастинг и актерская игра
На фоне невыразительного сценария, актерская игра выглядит достаточно солидно. Сергей Безруков великолепно вписывается в образ харизматичного юриста, однако иногда его игра кажется чрезмерно театральной, особенно в сценах с "духовным прозрением". Ольга Лерман, исполняющая роль Марии Демидовой, добавляет драмы, но ей не хватает утонченности для создания по-настоящему запоминающегося персонажа. Ниже ее уровень, как ни старайся, компенсирует Николай Шрайбер, создавая образ безумного мужа с завидным уровнем экспрессии.
Игорь Гордин в роли Победоносцева, с использованием театрального опыта, старается добавить объем своему персонажу, но его образ, к сожалению, страдает от сценарных нелепостей. В общем, кастинг соответствует общему уровню данного проекта: выполнен основательно, но без особых изысков.
Визуальная сторона и технические аспекты
Несмотря на сюжетные провалы, визуальная составляющая сериала вызывает положительные эмоции. Костюмы, декорации и работа оператора создают атмосферу, которая хоть и не погружает зрителя в реальную эпоху XIX века, всё же выглядит достаточно эстетично. Флешбэки, переполняющие сериал, сняты стильно, хотя порой и чрезмерно манерно. Единственный значительный недостаток — недостаточная динамика сцен, которые иногда напоминают театральные спектакли, лишённые той киношной энергии, что может заворожить зрителя.
Заключение
"Плевако" представляет собой типичный продукт современного российского телевидения, балансирующий на грани пародии и стремления к созданию чего-то великого. Авторы пытаются угодить всем: и поклонникам исторических драм, и тем, кто ценит экшен, и тем, кто обожает легкий абсурд. В результате получается эклектичный проект, вызывающий одновременно смех, раздражение и интерес.
Следует ли смотреть этот сериал? Если вы готовы закрыть глаза на сценарные несоответствия и исторические неточности, то "Плевако" может стать немногоe развлекательным мероприятием. Однако ожидать глубокой эмоциональной прор аботки или исторической точности не стоит. Это скорее аттракцион, чем серьезное произведение, что, возможно, и составляет его главную ценность.